Путь шелковый, хотя и холодный
Первое заседание государственной комиссии по развитию Арктики при правительстве РФ состоялось в Москве во вторник. Оно прошло под председательством вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина и стало своего рода историческим событием. Столь пристального и организованного внимания Российская Арктика не удостаивалась уже многие десятилетия.
Напомним, госкомиссия создана указом президента Владимира Путина от 3 февраля 2015 года. Ее состав сформировал в марте премьер-министр Дмитрий Медведев. Членами нового органа стали более 60 человек - губернаторы и депутаты от регионов, полностью или частично входящих в состав Арктической зоны, руководители нефтяных и газовых компаний, силовых структур, а также представители других государственных органов, научных и общественных организаций.
Мурманскую область в составе госкомиссии представляют глава региона Марина Ковтун, директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН Геннадий Матишов и генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.
Как сообщили федеральные информагентства, несмотря на то, что первое заседание было во многом ознакомительным и установочным, его повестка оказалась очень насыщенной и конкретизированной.
Так, открывая заседание, Дмитрий Рогозин сообщил, что общий объем финансирования арктической программы России на 2015-2020 годы должен составить 222 миллиарда рублей. По его словам, главная задача сейчас - оценить масштаб работ, разобраться с нормативным регулированием, «так как сегодня имеется масса законов, но нет системы».
Не менее значимым вопросом является масштабная «ревизия Арктики». И не только действующих инфраструктурных, промышленных и иных объектов, но и перспективных планов министерств, регионов и компаний.
- Мы должны все собрать в единый кулак. Весь интеллект, все возможности и все финансы, - подчеркнул вице-премьер. Он добавил, что ревизия касается и выполнения поручения президента и правительства в отношении таких важных вопросов, как формирование единого госзаказа для судостроения, шельфовых проектов и вообще освоения Арктической зоны.
- Очень часто мы видим, что эти разработки тем, кто, по идее, является заинтересованным, потенциальным эксплуатантом этой техники, неизвестны, - сказал Рогозин, подчеркнув, что госкомиссия должна принять на себя функцию жесткого контролера хода исполнения текущих поручений президента и правительства.
Говоря о Северном морском пути, председатель напомнил, что увеличить поток грузов по нему поможет создание кораблей нового ледокольного класса: сейчас в России строится целая серия новых атомных ледоколов, которые должны быть спущены на воду к 2020 году.
- Это говорит о том, что у нас в руках имеется уникальный инструмент для создания «холодного шелкового пути», - добавил вице-премьер.
В качестве одного из путей развития морской арктической магистрали на заседании была озвучена возможность создания консорциума Севморпути, в том числе с участием иностранных инвесторов. Контрольный пакет при этом остается у государства, остальными участниками становятся крупные добывающие и судоходные компании, уже работающие в регионе. По замыслу авторов, средства, вырученные от продажи доли в концессии и ее дальнейшей эксплуатации, могли бы пойти на развитие инфраструктуры Российской Арктики, включая модернизацию морских и речных портов, авиаузлов и навигационного оборудования, а также на пополнение парка ледоколов. Впрочем, эта идея еще нуждается в детальном осмыслении.
- Комиссия создана для координации деятельности органов власти всех уровней и заинтересованных сторон при решении задач по развитию российской Арктической зоны. А вопросов здесь возникает много, - отметила, комментируя итоги первого заседания, губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - Соглашусь с председателем госкомиссии Дмитрием Рогозиным, в первую очередь нам нужно провести инвентаризацию всего, что мы имеем в Арктике.
Участники заседания также затронули вопрос необходимости формирования природоохранного флота и возможность возрождения федеральной целевой программы «Мировой океан». Ее действие приостановили в 2013 году, однако в программу были заложены средства на развитие Арктики и Антарктики, которые сейчас могут оказаться очень кстати.
Кроме того, было предложено создать в составе госкомиссии восемь рабочих групп: по вопросам социально-экономического развития под руководством министра экономического развития Алексея Улюкаева, по вопросам транспорта, которую возглавит министр транспорта Максим Соколов, по вопросам экологической безопасности, которую будет курировать глава минприроды Сергей Донской, по развитию международного сотрудничества под руководством первого заместителя главы МИД Владимира Титова. Группу по вопросам образования и науки возглавит министр образования Дмитрий Ливанов, по вопросам промышленности и технологий - министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Рабочая группа по развитию энергетики будет работать под руководством министра энергетики Александра Новака, по вопросам национальной безопасности - под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Планируется, что президиум комиссии будет собираться не реже раза в квартал, а следующее заседание нового госоргана предлагается провести в декабре в Санкт-Петербурге.