Мурманск сер для тех, кто не умеет видеть

Три десятка маститых и начинающих художников вдохновились красотами Заполярья во время масштабного пленэра. На выставке, открывшейся по его итогам в областном художественном музее, была представлена только десятая часть этюдов, созданных в Мурманске и Териберке за 12 дней плодотворной работы. Но даже эти наброски с трудом разместились на стенах выставочного зала. Некоторые зарисовки лежали прямо на полу или стояли на мольбертах. К сожалению, экспозиция была открыта для посещения менее суток, ведь почти все работы художники увозили с собой, чтобы на их основе создать полноценные картины в своих мастерских.

DSC 4869 d4917

- У большинства людей видение красоты не развито, поэтому художникам пленэры нужны обязательно и регулярно! - объяснил Александр Феофилактов, председатель Мурманского отделения Союза художников России. - Они помогают развивать руку, глаз, память, схватывать состояние природы, запоминать впечатления. Часто из миниатюрных набросков рождаются культовые картины.

- Меня творческие путешествия привлекают тем, что расширяют кругозор, - признался Булат Манов, председатель Новгородского отделения Союза художников России, заслуженный художник России. - В каждом новом месте - новые ощущения, новые цвета, эмоции, необходимые для создания чего-то нового, для роста художника. Пленэр - это всегда эксперимент, происходящий во время работы, творческий поиск. В мастерской происходит только концентрация появившихся мыслей и наработок. В итоге одни и те же пейзажи все пишут по-разному.

DSC 4873 a1510

На выставке это было очень заметно. Несмотря на то, что художники часто ходили вместе и ставили этюдники недалеко друг от друга, каждый из них наглядно продемонстрировал свой взгляд, свою технику. Например, эскизы Валерия Полотнова, народного художника России, получились почти такими же реалистичными, как фотографии.

- Я писал мурманские суда, - рассказал Валерий Полотнов. - У нас в средней полосе все катера, баржи и прогулочные кораблики речные, а у вас морские. Да еще старые карбасы в Териберке. Я все время старался сделать их частью своего замысла. Край мурманский запомнится мне, как первая любовь, - надолго.

Оригинальным взглядом на Заполярье отличилась молодая москвичка Ольга Давыдова, член Московского отделения Союза художников. Ей приглянулись мурманские пятиэтажки и гаражи.

DSC 4878 6d24b - В Москве и Московской области тоже полно серых невзрачных пятиэтажек, но в Мурманске у них появляется налет северной суровости, - отметила Ольга. - И построены они рядами на склонах сопок. Дома среди сопок - это свой особый мир, который меня впечатлил, зацепил. Один из этюдов Ольга написала у памятника Алеше, другой - в Мишуково, третий - на улице Гвардейской. Там художницу привлекли длинные ряды гаражей с разноцветными яркими крышами, которые напомнили ей сотканный из лоскутков ковер. Как сказал Александр Феофилактов, "не бывает неживописных мест, просто нужно их увидеть и умело воспроизвести увиденное". Этого совета придерживалась дебютантка и самая молодая участница пленэра 18-летняя Камилла Манова из Великого Новгорода.

- Мой папа - художник, поэтому все детство я провела в мастерских, вдыхая запахи красок, а сейчас и сама учусь рисовать в новгородском вузе, - рассказала художница. - Это мой первый пленэр и первая выставка. Я не ожидала, что будет настолько много впечатлений! Бескрайние просторы, море, океан, заливы, сопки. То, к чему моя душа всегда стремилась.

Камилла предпочитает рисовать карандашами и пастелью. Ее графические эскизы внесли разнообразие в живописную составляющую выставки. Во время открытия художники обсуждали итоги проделанной работы с коллегами, организаторами пленэра и гостями музея.

- Многие из нас посетили Заполярье впервые и теперь счастливы, что им удалось побывать здесь, - высказал общее мнение Валерий Полотнов. - Все работали с упоением, поэтому многие этюды выльются в эпические полотна. Это будет живописная песня о Мурманске! Благодарю за теплый прием организаторов и горожан. Я удивился тому, как легко они раскрывают душу. Видимо, сама северная природа заставляет людей объединяться, помогать друг другу, ведь в одиночку в таких условиях не выжить.

Готовясь к суровому заполярному лету, художники взяли с собой массу теплой одежды, однако с погодой во время пленэра им очень повезло. Как будто сама природа Кольского края благословила живописцев на создание великолепных полотен и "позировала" им во всей красе.

- Мы все время чувствовали себя здесь родными, вдохновлялись необыкновенной природой, какой-то непередаваемой фантасмагорией этого непознанного мира на краю земли, - поделился впечатлениями Булат Манов. - Как будто сама природа приняла нас в свои объятия. Хотя и приходилось переодеваться несколько раз в день из-за частых смен погоды, это позволило еще больше проникнуться атмосферой. Так же, как и выходы на пленэр в три часа ночи. Не хватило нам этих дней, чтобы насытиться вашим краем. Тем более я мечтал побывать здесь с детства, представляя себе северное сияние, белых медведей и почему-то пингвинов. Мечта моя отчасти сбылась.

Многие картины, которые будут написаны благодаря проведенному пленэру, мурманчане наверняка смогут увидеть в 2018 году, когда в столице Заполярья откроется выставка художников Северо-Запада. Она проходит раз в пять лет, и последний раз Мурманск принимал ее у себя в 1989 году, в год открытия художественного музея.

Павел СТЕПАНЕНКО.

«Вечерний Мурманск».