К 100-летию города. Воспоминания тех, кто побывал под бомбами
Мурманск, 18 июня 1942 года - черный для столицы нашего края день. День, когда город был сожжен авиацией врага. Дотла. Как же страшно узнавать в руинах очертания знакомых, любимых улиц. Впрочем, иногда и очертаний-то не различишь: от улиц и площадей остались лишь печные трубы да бесформенные развалины.
18 июня 1942-го… В этот день, по сути, не стало деревянного Мурманска. Вот что рассказывал о летних бомбежках 1942-го один из очевидцев - Г. В. Вольт: «Кругом все горело. Горел новый клуб, дом таможни, клуб имени Володарского. В горящих в овраге складах что-то взрывалось и валил едкий желтый дым. Оглянувшись, увидел, что весь портовый поселок представлял сплошное море огня и дыма…На Октябрьской прошел мимо трупа обгоревшего мужчины с лопнувшим животом и вывалившимися внутренностями. На улице Челюскинцев около конечной остановки автобуса лежали незначительно обгоревшие трупы женщины с девочкой лет около десяти на руках, которая обняла женщину обеими руками за шею. Немного дальше из укрытия с обгоревшим перекрытием достали около десяти трупов задохнувшихся и сгоревших женщин и детей, у которых отвалились конечности…».
Читаешь такое и становится по-настоящему страшно. Стоит ли вспоминать такое? Убежден, что стоит. Победа - прекрасна. Но путь к ней тяжел и страшен. Помнить об этом мы обязаны. Как и о тех страданиях, что принес на нашу землю враг.
В тот страшный для Мурманска день, когда только в центральной части сгорело 600 домов, досталось в первую очередь судоверфи и рыбному порту, примыкающим к нему улицам…
Воспоминания Максима Ивановича Старостина:
«...Поехал на Жилстрой. С горы вид на город - сплошное море огня. Деревянные дома горят как свечки. Дым от пожаров поднялся над городом на несколько километров. Сверху сфотографировал пожар и поехал к горящим зданиям Жилстроя. Много валяется на земле зажигательных бомб, потушенных жителями. Загораются деревянные тротуары, заборы. Люди отрывают горящие доски. Досками же тушат зажигалки. Население прилегающих к пожару кварталов эвакуировалось из домов - сплошной поток людей и вещей...».
Но ведь город - не только и не столько здания… Город - это прежде всего люди. Те, что выстояли, и в страшные дни июньских бомбардировок, и позднее, - все долгие три военных года, пока Мурманск оставался прифронтовым. Годы, когда смерть была рядом с мурманчанами - каждый день.
Дмитрий КОРЖОВ,член Союза писателей России.
Подробнее: http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2015/03/13/ne-gorelo-tol-ko-more